Донен, Стэнли

Донен, Стэнли
(Donen, Stanley)
   Режиссер, сценарист, танцовщик. Родился 13 августа 1924 г. в г. Коламбия (штат Южная Каролина).
   В 10-летнем возрасте начал заниматься балетом. Учился в университете Южной Каролины, однако оставил учебу, как только получил небольшую роль в бродвейской постановке "Дружок Джо" (1940), в которой солировал Джин Келли. В последующие годы молодые танцовщики, часто встречавшиеся на различных сценических и съемочных площадках ("Хорошенькая девушка" 1944; "Возьми меня на бейсбол", 1949 и др.), стали друзьями. В 1949 г. Келли начал снимать кино-мюзикл "Фантастическая свобода" на музыку Л. Бернстайна. Поскольку он сам исполнил одну из главных партий, ему понадобился сорежиссер. Выбор пал на Донена, и он не был случайным. Оба выступали как страстные поклонники "реалистического" мюзикла, черпающего вдохновение в уличных ритмах и музыке больших городов. Мюзикл. "Увольнение в город", воспроизводящий забавные приключения трех морячков во время их короткого отпуска в НьюЙорке, позволил полностью реализовать эту программу. Снятый на нью-йоркских улицах, в порту, на крыше небоскреба, у фонтанов Рокфеллеровского центра, в Антропологическом музее — фильм захватывал зрителей необыкновенным жизнелюбием и динамизмом.
   В 1952 г. Донен и Келли поставили мюзикл "Пение под дождем",с юмором, а порой и сарказмом живописующий ситуацию в первые дни звукового кино. Тогда со звездного небосклона исчезли многие знаменитые актеры, а их место заняли безвестные статисты. Искрометные танцы, остроумные репризы, выдающиеся исполнители превратили фильм в один из шедевров музыкального жанра. В 1955 г. Донен и Келли сняли мюзикл "Всегда хорошая погода", рассказывающий об американских солдатах, вернувшихся с фронтов второй мировой войны. Его можно было бы назвать второй серией знаменитой постановки "Увольнение в город", если бы не грусть, с которой показывались попытки вчерашних солдат приспособиться к мирной жизни.
   Мюзикл "Всегда хорошая погода" оказался последней совместной работой Келли и Донена. Хотя Келли считался мотором этого творческого союза, Донен успешно работал и в одиночку. О чем свидетельствовал феноменальный успех мюзикла "Семь невест для семи братьев", талантливо трактующего сюжет о похищении сабинянок. Обратившись к эстетике кантри в ее песенном и танцевальном вариантах, Донен сумел создать балет, принесший на американский экран свежее дыхание настоящей жизни.
   Особенно плодотворным оказался для Донена 1957 г., когда на экраны вышли сразу два его мюзикла — "Игра в гшжамах" и "Забавная мордашка". Героями первого стали работницы швейной фабрики, борющиеся за повышение зарплаты. Следуя своему обыкновению, Донен создал энергичное.искрящееся юмором произведение.Так что привлеченные игривым названием ленты зрители не чувствовали себя разочарованными. В "Забавной мордашке" Донен обратился к миру моды. Роль фотографа, влюбленного в молоденькую манекенщицу, он доверил Фреду Астеру, извечному антогонисту Келли, а на роль его возлюбленной пригласил Одр и Хепберн. Индивидуальность этой обаятельной актрисы оказала огромное влияние на стиль фильма. Несмотря на разницу в возрасте и опыте, актеры образовали чудесный дуэт, что несомненно способствовало успеху ленты. Творческое содружество Донена и Хепберн было продолжено и в 60-е годы — в авантюрной комедии "Шарада" и психологической драме "Двое в пути".
   В 60-70-е гг. в связи с упадком музыкального жанра талант Донена оказался невостребованным. Чтобы не выпасть из обоймы, режиссер снимал комедии и мелодрамы, причем делал это чаще всего за границей (в Англии), а не в Голливуде. Примечательно, что столь желанная им встреча с Лайзой Миннелли состоялась не на съемках мюзикла, а в комедии "Счастливица", живописующей похождения трех авантюристов в эпоху "сухого закона". Возможность вновь попробовать сипы в мюзикле предоставилась Донену лишь в 1974 г. В качестве сценарной основы он выбран сказку французского писателя А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Хотя Донену удалось привлечь нескольких выдающихся исполнителей, включая Боба Фосси в роли Змея, фильм не оправдал возложенных на него надежд. И это не случайно, поскольку сказочная стилистика противоречила творческим устремлениям Донена, всегда тяготевшего к "реалистическому", а не фантастическому мюзиклу.
   Творческая карьера Донена завершилась фильмом "Во всем виновато Рио" (1984), в котором М. Кейн сыграл пожилого мужчину, вовлеченного в любовный роман с девочкой-подростком. Хотя в фильме было немало смешных, талантливо сыгранных эпизодов, двусмысленность сюжета способствовала его неоднозначной оценке.
   В 1998 г. Донен был удостоен премии "Оскар"за вклад в развитие кино.
   Г. Краснова
   Фильмография:
   ◘ "Увольнение в город" (On the Town), 1949;
   ◘ "Королевская свадьба" (Royal Wedding), "Любовь это самое лучшее" (Love is Better Than Ever), 1951;
   ◘ "Пение под дождем" (Singin" in the Rain), "Бесстрашный Фейган" (Fearless Fagan), 1952;
   ◘ "Дай девушке шанс" (Give a Girl a Break), 1953;
   ◘ "Семь невест для семи братьев" (Seven Brides for Seven Brothers), "Глубоко в моем сердце" (Deep in My Heart), 1954;
   ◘ "Всегда хорошая погода" (It's Always Fair Weather), 1955;
   ◘ "Забавная мордашка" (Funny Face), "Игра в пижамах" (The Pojama Game), 1957;
   ◘ "Неблагоразумный" (Indiscreet), "Что хочет Лоло" (What Lola Wants), 1958;
   ◘ "Еще раз, с чувством" (Once More, With Feeling), 1959;
   ◘ "Неожиданная посылка" (Surprise Package!, "Трава зеленее" (The Grass is Greener), 1960;
   ◘ "Шарада" (Charade), 1963;
   ◘ "Арабеска" (Arabesque), 1966;
   ◘ "Двое в пути" (Two for the Road), 1967;
   ◘ "Прельщенный постелью" (Beddazzled), 1968;
   ◘ "Лестница" (Staircase), 1969;
   ◘ "Маленький принц" (The Little Prince), 1974;
   ◘ "Счастливица" (Lucky Lady), 1975;
   ◘ "Кино,кино" (Movie, Movie), 1978;
   ◘ "Сатурн 3" (Saturn 3), 1980;
   ◘ "Во всем виновато Рио" (Blame It On Rio), 1984.
   Библиография: Ханиш M. О песнях под дождем. М.1984; Lufl Н. Donen at Work //Films in Review. 1961. Feb; Cults J. Dancer, Actor, Director //Films & Filming. 1964. Aug; Lloyd P. Stanley Donen //Brighton Film Review. 1970. Mar; Lucas B, Magill's Survey of Cinema //1980. New Jersey; Cooper A Stanley Donen. L 1983.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Донен, Стэнли" в других словарях:

  • Донен, Стэнли — В Википедии есть статьи о других людях с именем Стэнли. Стэнли Донен Stanley Donen Дата рождения: 13 апреля 1924(1924 04 13) (88 лет) Место рождения …   Википедия

  • ДОНЕН Стэнли — (Donen) (р. 13.4.1924), американский режиссёр. С 1940 был танцовщиком, затем хореографом. Вместе с Дж. Келли поставил популярные киномьюзиклы «Увольнение в город» (1949), «Пение под дождём» (1952), «Всегда прекрасная погода» (1955).… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Стэнли — Стэнли, Стенли (англ. Stanley) английская фамилия, имя и топоним. Содержание 1 Фамилия 2 Имя 3 Топоним 4 …   Википедия

  • Donen, Stanley —    см. Донен, Стэнли …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Сатурн-3 (фильм) — Сатурн 3 Saturn 3 Жанр фантастика Режиссёр Стэнли Донен Джон Барри …   Википедия

  • 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI — Рейтинговые списки Американского киноинститута 100 фильмов (1998 и 2007) 100 звёзд (1999) 100 комедий (2000) 100 остросюжетных фильмов (2001) 100 страстей (2002) 100 героев и злодеев (2003) 100 песен (2004) 100 киноцитат (2005) 25 саундтреков… …   Википедия

  • Золотой глобус (премия, 1959) — 16 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 5 марта 1959 год Лучший фильм (драма): «Не склонившие головы» Лучший фильм (комедия): «Тетушка Мэйм» Лучший фильм (мюзикл): «Жижи» Лучший фильм, пропагандирующий мировое взаимопонимание: «Постоялый… …   Википедия

  • Сатурн-3 — Saturn 3 Жанр приключенческий фильм фантастика триллер Режиссёр …   Википедия

  • 250 лучших фильмов по версии IMDb — Распределение фильмов в Топ.250 по году производства (на 1 марта 2011). 250 лучших фильмов по версии IMDb (англ.  …   Википедия

  • BAFTA (премия, 1959) — 12 я церемония вручения наград премии BAFTA Лондон, Англия Лучший фильм: Путь наверх Room at the Top Лучший британский фильм: Путь наверх Room at the Top < 11 я Церемонии вручения 13 я > 12 я церемония вручения наград премии BAFTA за… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»